"Южная Озереевка и памятники падшим десантникам (02 февраля 2025 года)
В очередное воскресенье в аккурат после проведенной встречи выпускников школы, с которыми я не виделся целых 27 лет снова выбрался в горы. На этот раз мой выбор пал на побережье Черного моря, где я мечтал пройтись вдоль берега, любуясь видами. А поскольку я считаю себя адептом здорового образа жизни, этот маршрут как нельзя подходил для этого. В этом месте я бывал и раньше: первый, когда проезжал на велосипеде по побережью из Южной Озереевки до Геленджика. И второй, когда выполнял платную работу на объектах НПЗ, расположенных у начала маршрута.
Из Краснодара выехал на рассвете. Восходящее зимнее солнце красными лучами восхода светило в зеркало заднего вида. А машина урча мотором уносила меня в холодную и туманную зимнюю мглу. Спустя полчаса выскочил на новенькую трассу А289, недавно построенную, чтобы связать Краснодар с “Тавридой” и бодро помчался по ней по направлению к Темрюку. Машин было не много – утро. За рулем позавтракал парой вареных яиц, бутербродами с моцареллой и яблоками. И, благодаря скоростной автомагистрали вскоре доехал по побережья, свернув в сторону Анапы.
Позвонил друг. Пока мы обменивались новостями я доехал до места. Переоделся, собрал рюкзак и вышел на маршрут. На часах было начало одиннадцатого утра. Преодолев перый подъем вышел к странному, мутному лесному озеру и свернул к морю. Было пасмурно и тихо. Изредка накрапывал мелки зимний дождик. Дорога еще была сухой. Пахло можжевельником и морем. Деловитые буксиры сновали от НПЗ к огромным танкерам, стоящим недалеко на рейде. Я шел, любуюсь открывающимися видами, и гадал что они возят на эти корабли.
Мой велосипедный маршрут, много лет назад теперь был предтечей этому пешему маршруту. Но тогда в памяти отложился долгий красивый путь по побережью, а сегодня уже через 30 минут пути дорога привела меня к селу “Широкая балка”. Это было так неожиданно, что я в растерянности остановился. Делать было нечего, спутился в поселок. Здесь шла тихая, уютная жизнь. Домики, похожие на дачные, видимо законсервированные на зиму, мирно спали и их закрытые ролл-ставни напоминали опущенные веки. На двух огромных полях промо на побережье моря тренировались футбольные команды.
Поселок оказался местами очень уютным и неожиданно большим и вскоре я вышел на его центральную набережную. Гадая, каким путем я промчался по нему на велосипеде много лет назад я догадался почему не запомнил поселок. В памяти откладываются новые красивые природные достопримечательности, а когда летишь на скорости по шоссе мало что запоминаешь. Так было здесь в Широкой Балке, через которую теперь я топал. Сверившись с картой и прогнозом погоды, который после обеда предвещал дождь решил взобраться на гору, чтобы полюбоваться видами на Новороссийск, но этому не суждено было осуществиться.
Выйдя и села с противоположной стороны я бодро зашагал по автомагистрали думяя о том, что вряд ли достигну цели: гора выглядела очень высокой и неприступной. И если попытки покорить ее нужно оставить какова теперь моя цель? Может быть у самурая действительно нет цели, а один только путь? В этих размышлениях я вскоре вышел на перекресток свернул с автомобильного шоссе. Здесь, на лесной дороге меня ожидала жуткая картина: на обочине в кучах разбросанного мусора и огромных обглоданных костей стояла собачья будка. Вокруг не было ни души и стояла зловещая тишина.
С холодком, пробирающимся по спине я прошел мимо, робко заглянув внутрь. “Хозяйки” в будке не было. “Пронесло” подумал я, и поспешил прочь. Эта лесная дорога мне нравилась, но я по прежнему не знал конечную точку и уже поглядывал на навигатор, пытаясь понять, сколько в часах мне возвращаться до машины. Неожиданно я увидел табличку начала туристического маршрута: “Десять памятников войны”. Так вот, куда я держал свой путь, подумал я и свернул на нее. Дороша повела меня по узкой щели, по которой к морю струился ручей. Я держал свой путь в противоположном направлении, постепенно поднимая в гору.
Вскоре я вышел на окраину поселка прилегающего к виноградникам. Там, на холме, располагалась братская могила десантников, захороненных здесь 3 февраля (сегодня кстати второе!) 1943 года. У памятного обелиска и могил копошились военные, приводившие захоронение в порядок. Их старшина бойко раздавал команды. Бойцы белили деревья убирали на могилах мусор. Когда я подошел и поздоровался работы были уже закончили. Запустив двигатели машин и ребята курили, очищая сапоги от налипшей грязи. Я решил подождать, когда они уедут и пообедать здесь и стоял, размышляя о войне.
Но солдаты уезжать не торопились и сели заполнять какие-то бланки. Поняв, что мой план побыть в одиночестве не осуществится я зашагал в обратный путь. Навигатор сообщил, что до машины 3 часа непрерывного пути. Хотелось есть и пить. И вскоре мне снова повезло. По дороге я встретил второй из десяти памятников победы: могилу летчика-истребителя, уютно спрятанную в лесу. Здесь я выпил чаю, перекусил и немного передохнул, пытаясь представить себе оглушительный рёв мотора и агонию битвы, в которой разбился его самолет.
Когда я вернулся в поселок, то подумал, что скучно будет идти той же дорогой. Дух авантюризма и приключений после еды вновь овладевал мной. Я решил пройти по верху, обогнув поселок и полюбовавшись на него с горы, но к радости встретил знакомую девушку Свету, с которой когда-то в молодости были в подобных вылазках. Оказалось, она переехала жить в Новороссийск и сегодня гуляла по знакомым местам с друзьями. Мы сделали памятную фотографию и она отговорила меня идти верхней дорогой, потому что придется сделать большой крюк. Меня поджимало время. Мы попрощались.
На обратной дороге уже недалеко от машины меня накрыл дождь. Он начался не внезапно, но усилился как только я сел помедитировать на высоком обрыве, любуюсь красотой зимнего моря. Мокнуть мне не хотелось и я зашагал прочь. Горная грязь с дорог Абраусского заказника оказалась очень липкой поэтому я продвигался медленно, выбирая каменистый путь и периодически очищая ботинки. Вскоре я вышел к машине и, запустив двигатель, стал переодеваться в дорогу. Уставший и довольный, облаянный всеми окрестными собаками (“хозяйку” будки я, кстати” тоже встретил!) поехал домой.
Новороссийский перевал встретил меня жутким туманом и проливным дождем. Казалось, словно проезжающие фуры, зацепили облако, из которого на пролетающие легковушки теперь падали тонны воды. Дождь, а местами и туман, сопровождали меня всю оставшуюся дорогу. В Краснодарский край пришел циклон и пора было забиться под одеяло, пережидая непогоду. Всего за день я прошел 21 километр и усталость давала о себе знать. Полтора часа борьбы с реальностью и капризами навигатора я наконец, вернулся на знакомое шоссе А289. Теперь можно было выключить навигатор, включить YouTube и набрать скорость. Домой.