Раздел 6. "Надорганизменные системы"
§ 6.1 “Введение в экологию”. Определение экологии, как науки. История развития экологии: три периода в развитии экологии. Появление и становление аутэкологии, синэкологи и демэкологии. Терминология, применяемая в экологии: понятие биома, биоценоза, биогеоценоз, экосистемы. Полевые и лабораторные методы исследования в экологии. Мониторинг и моделирование, как основные методы экологии. Проблема антропогенного воздействия на экосистемы, охрана окружающей среды, как основа устойчивого развития биосферы.
§ 6.1 “Основы аутэкология”. Виды экологических факторов. Влияние температуры, освещенности и влажности на организмы. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Правила Бергмана и Аллена. Гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты и ксерофиты. Суккуленты. Фотопериодизм. Виды симбиоза, и антибиоза. Нейтрализм и аменсализм. Межвидовая и внутривидовая конкуренция. Хищничество и паразитизм. Характеристика наземно-воздушной, водной, почвенной среды обитания. Организм, как среда обитания. Правило Либиха и закон Шелфорда.
§ 6.2 “Основы демэкологии”. Экологическая ниша. Правило паузе. Экологическая валентность. Эврибионты и стенобионты. Сигнальные факторы. Популяция и ее характеристики. Возрастная, половая и демографическая структура популяции. Пищевые взаимоотношения между организмами на разных трофичеких уровнях: продуценты, консументы и редуценты. Пастбищная и детритная цепи питания. Пищевые сети в биогеоценозе. Правило Линдемана. Экологические пирамида энергии, численности и биомассы. Особенности построения экологических пирамид биомассы суши и океана.
§ 6.3 “Основы синэкологии”. Сообщества: лиственных, смешанных, хвойных и тропических лесов, степей, болот. Низинные и верховые болота. Животный мир болот. Ярусность. Биоценоз, фитозеноз, агроценоз, экосистема, биогеоценоз, биотоп, экотоп, биосфера и биом. Временные и конечные биогеоценозы. Биогеоценозы: опушки, пруда, озера, дубравы, залива, кораллового рифа. Устойчивость биогеоценозов. Сходства и отличия агроценоза и фитоценоза. Первичная вторичная и пирогенная сукцессия. Взаимосвязь продуктивности и биомассы при развитии сообщества.
§ 6.4 “Учение о биосфере”. Уровни организации живого вещества. Структура и состав биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Типы живого вещества биосферы. Образование ископаемых: каменного угля, нефти, торфа, газа, известняка. Возобновляемые и не возобновляемые природные ресурсы. Границы распространения жизни в атмосфере, литосфере и гидросфере. Концентрация живого вещества в биосфере его функции и продуктивность. Биотический и геологический круговорот веществ в биосфере. Круговорот химических элементов биосфере. Учение Вернадского о ноосфере.
§ 6.5 “Охрана окружающей среды”. Экологические проблемы. Рост численности населения. Парниковый эффект и изменение климата. Озоновые дыры и кислотные дожди. Загрязнение природных вод и истощение почвы. Сокращение биоразнообразия. Защита почвы и воды от загрязнения. Прямое и косвенное влияние человека природу. Меры по охране мест обитания. Радиационное загрязнение биосферы. Влияние сельскохозяйственной, промысловой и промышленной деятельности человека на живую природу. Интродукция человеком новых видов и ее последствия.
Электронный задачник по программе ЕГЭ с элементами GCSE Biology for AQA
§ 6.2.1 “Правило Линдемана”. В настоящее время в ЕГЭ по биологии расчетные задачи по экологии представлены в основном тремя типам: задачи на правило Линдемана (правило 10%), продуктивность экосистем и построение экологических пирамид биомассы. Эти задачи относятся к заданиям базовой сложности, но вполне вероятно, что развитие Единого Государственного Экзамена по биологии в России может привести к появлению расчетных задач по экологии и среди заданий повышенной сложности.
§ 6.2.2 “Продуктивность экосистем”. В настоящее время в ЕГЭ по биологии расчетные задачи по экологии представлены в основном тремя типам: задачи на правило Линдеманн (правило 10%), продуктивность экосистем и построение экологических пирамид биомассы. Эти задачи относятся к заданиям базовой сложности, но вполне вероятно, что развитие Единого Государственного Экзамена по биологии в России может привести к появлению расчетных задач по экологии и среди заданий повышенной сложности.
§ 6.2.3 “Экологические пирамиды”. В настоящее время в ЕГЭ по биологии расчетные задачи по экологии представлены в основном тремя типам: задачи на правило Линдеманн (правило 10%), продуктивность экосистем и построение экологических пирамид биомассы. Эти задачи относятся к заданиям базовой сложности, но вполне вероятно, что развитие Единого Государственного Экзамена по биологии в России может привести к появлению расчетных задач по экологии и среди заданий повышенной сложности.