Задание 2/1. Рассмотрите таблицу «Виды изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Задание 2/2. Известно, что количество линек у кузнечика генетически детерминировано и влияет на длину тела взрослого насекомого. В исследовании ученый измерял параметры тела кузнечика по мере линек личинки. Как изменяется в процессе развития личинок суммарная площадь трахей и количество сегментов в грудном отделе?
1) Увеличилась 2) Уменьшилась 3) Не изменилась
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Задание 2/3. Если участок гена состоит из 600 нуклеотидов, то сколько аминокислот будет в молекуле кодируемого этим участком фрагмента белка? В ответе запишите только число.
Задание 2/4. Какое процентное соотношение гибридов характерно для моногибридного и дигибридного анализирующего скрещиваний в случае гетерозиготности одного из родителей? Ответ запишите в виде последовательности цифр со знаком %, разделенных пробелом.
Задание 2/5. На рисунке изображены растение вида стрелолист обыкновенный (Sagittaria sagittifolia) с листьями разных формы. Определите и запишите в ответ какая форма изменчивости характерна для разнообразия листьев стрелолиста. В комментариях к заданию опишите причину их появления у растения и сообщите, какую по вашему мнению форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?
Задание 2/6. Установите соответствие между расщеплением по фенотипу и типом скрещивания:
а) Расщепление по фенотипу 1:1 (гены не сцеплены) б) Расщепление по фенотипу: 25%:25%:25%:25% в) Расщепление по фенотипу: 9:3:3:1 г) Расщепление по фенотипу: 75%:25% д) Расщепление по фенотипу: 25%:50%:25% е) Расщепление по фенотипу: 41,5%:41,5%:8,5%:8,5%:
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ: 1. Моногибридное 2. Дигибридное
Задание 2/7. Какие методы изучения наследственности используют в генетике человека?
1) Гибридологический метод 2) Метод анализирущих скрещиваний 3) Генеалогический метод 4) Цитогенетический метод 5) Методы генной инженерии 6) Биохимический метод
Задание 10. Установите последовательность этапов моногибридного скрещивания:
А) Математическая обработка данных Б) Отбор чистых линий растений, дающих желтые и зеленые семена В) Скрещивание растений 1 поколения с желтыми семенами Г) Скрещивание разных сортов Д) Выведение чистых линий растений гороха с разной окраской семян Е) Формулирование правил наследования признаков
Задание 2/9. На рисунке изображен фрагмент кариотипо больного синдромом Дауна. В кариотипе больного насчитывается 47 хромосом. Объясните, какой вид изменчивости проявляется при этом синдроме и какой метод изучения наследственности человека помог установить причину этого заболевания? Ответ запишите в виде двух слов в единственном числе и родительском падеже.
Задание 2/10. Установите соответствие между видами изменчивости и ее примерами:
а) Сочетание генов у родителей б) Появление зеленой окраски у эвглены на свету в) Появление лишней хромосомы у человека г) Появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией д) Рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в отношении 1:1 е) Накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании
ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ: 1. Фенотипическая 2. Комбинативная 3. Мутационная
Задание 8. Какие законы сформулировал Грегор Мендель?
1) Сцепленного наследования 2) Единообразия гибридов первого поколения 3) Гомологических рядов наследственной изменчивости 4) Расщепления признаков 5) Независимого наследования признаков 6) Биогенетический закон
Задание 2/12. Установите последовательность этапов дигибридного скрещивания:
А) Получение чистых линий Б) Перекрестное опыление растений В) Статистический анализ гибридов второго поколения Г) Самоопыление гибридов первого поколения Д) Получение гибридов второго поколения Е) Получение единообразных гибридов первого поколения
Задание 2/13. На рисунке изображен вариационный ряд литьев липы. Он показывает, что в зависимости от условий освещенности размер листа липы может варьировать в диапазоне от 43 до 58 сантиметров. Какой вид изменчивости проявляется в данном примере у листьев липы? Как называется предел изменчивости признака (размер листа липы) в зависимости от внешних условий (количества света)?
Задание 2/14. Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой:
а) Образует два типа гамет б) Наличие двух доминантных аллелей гена в) Наличие доминантного и рецессивного аллеля гена г) Образует 1 тип гамет д) Дает расщепление признаков у потомков е) Зигота содержит два рецессивных аллея
ГЕНОТИП: 1. Гетерозиготный 2. Гомозиготный
Задание 2/15. У человека сцепленно с полом наследуются:
1) Дальтонизм 2) Гемофилия 3) Альбинизм 4) Синдактилия 5) Фенилкетонурия 6) Галактоземия
Задание 2/16. Установите последовательность применения гибридологического метода:
А) Подбор родительских пар Б) Подсчет количества доминантных особей В) Сбор данных о соотношении гибридов по фенотипу Г) Скрещивание родительских особей Д) Формулирование принципа наследования Е) Математический анализ данных
Задание 2/17. На зачете по генетике ученик развернуто ответил на вопрос об особенностях организации человеческого кариотипа. Изучите ответ ученика и найдите допущенные им ошибки. В ответ запишите цифрами через пробел номера предложений, где эти ошибки были допущены.
Ответ ученика: «1) Кариотип человека включат 46 хромосом, группирующихся парами (гомологичные хромосомы). 2) Из них 44 называются «аутосомами» – это неполовые хромосомы одинаковые у всех людских особей. 3) Хромосомы составляющие последнюю пару называются гетерохромосомами (другое название их половые хромосомы). 4) У женского пола одна Х и одна Y хромосома, у мужского – наоборот две Х хромосомы. 5) Женский пол называется гомогаметным, потому что образует один тип гамет, мужской – гетерогаметный, потому что образует разные типы гамет. 6) Женский кариотип принято обозначать записью: 44 аутосомы + ХY, мужской - 44 аутосомы + ХХ. 7) Запись генома яйцеклетки будет иметь вид: 23 аутосомы + Х».
Задание 2/18. Сущность гибридологического метода заключается в:
1) Скрещивании особей отличающихся по нескольким признакам 2) Изучении характера наследования альтернативных признаков 3) Использовании генетических карт 4) Применении массового отбора 5) Количественном учёте фенотипических признаков 6) Подборе родителей по норме реакции признаков
Задание 2/19. Установите соответствие между типами скрещиваний и их примерами:
а) Расщепление по фенотипу в отношении 25%:25%:25%:25% б) Скрещивание двух дигетерозиготных особей в) Скрещивание двух гомозиготных особей г) Расщепление по фенотипу в отношении 9:3:3:1 д) Расщепление по фенотипу в отношении 41,5%:41,5%:8,5%:8,5% е) Расщепление по фенотипу в отношении: 25%:50%:25%
ТИПЫ СКРЕЩИВАНИЙ: 1. Моногибридное 2. Дигибридное
Задание 2/20. Рассмотрите кариограмму человека представленную на рисунке. Запишите в ответ представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? В комментарии к заданию укажите на основании чего можно утверждать, что эта кариограмма человека с синдромом Шерешевского-Тернера? Укажите возможные причины появления данного синдрома с точки зрения формирования половых клеток и оплодотворения.
Задание 2/21. Проанализируйте таблицу «Ассоциация полиморфизма гена АСЕ с заболеваемостью шизофренией».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных и запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) При отсутствии аллея I развитие шизофрении определяется другими факторами. 2) Большая часть популяций несет аллель D. 3) Наличие аллея I часто связано с возникновением шизофрении. 4) Аллеь I доминантен. 5) Развитие шизофрении определяется только наследственностью.
Задание 4/22. В 1958 г. учёными-генетиками был установлен принцип репликации ДНК. В качестве объекта эксперимента использовали кишечную палочку. Бактерии выращивали на питательной среде, содержащей изотоп азота N15, затем эти бактерии перенесли на питательную среду, содержащую изотоп азота N14 для однократного деления. Полученные после этого деления цепи содержали равное количество цепей ДНК с изотопами N15 и N14.Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить? (Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Задание 2/23. У человека наследственное заболевание цистинурия проявляется наличием цистиновых камешков в почках (тяжелая гоморецессивная форма) или повышенным уровнем цистина в моче (легкая форма у гетерозигот). Волосатость ушной раковины (гипертрихоз) – это признак с голандрическим характером наследования. Женщина с легкой формой цистинурии вышла замуж за мужчину с гипертрихозом и легкой формой цистинурии. Их дочь с тяжелой формой цистинурии вышла замуж за здорового мужчину с гипертрихозом. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства. В ответ запишите: 1) какой характер наследования имеет заболевание цистинурия? 2) возможно ли во втором браке рождение сыновей без обеих патологий?
Задание 2/24. На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает нарушения в развитии скелета. Рецессивный аллель дальтонизма наследуется сцепленно с полом. Здоровая женщина, мать которой была дигомозиготна и имела нарушения в развитии скелета, а отец имел дальтонизм, вышла замуж за мужчину, страдающего нарушениями в развитии скелета и имеющего нормальное зрение. Родившийся в этом браке сын, не имеющий указанных заболеваний, женился на девушке с дальтонизмом, мать которой имела нарушения в развитии скелета, а отец имел нормальное развитие скелета. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. В ответ словами "Да" или "Нет" запишите возможно ли рождение во втором браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Задание 2/25. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. В комментарии к задаче объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании. В ответ запишите расщепление по генотипу во втором скрещивании
Задание 2/26. У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода - над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. В потомстве получилось 320 высоких растений с шаровидными плодами, 317 карликовых растений с грушевидными плодами, 26 высоких растений с грушевидными плодами и 29 карликовых растений с шаровидными плодами. При скрещивании другого гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим грушевидные плоды, получилось другое расщепление: 246 высоких растений с грушевидными плодами, 239 карликовых растений с шаровидными плодами, 31 высокое растение с шаровидными плодами и 37 карликовых растений с грушевидными плодами. Составьте схему решения задачи. В комментариях к задаче объясните, почему получилось разное расщепление. В ответ запишите расстояние между генами и обоих скрещиваниях.
Задание 2/27. У норок гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки норки с бурым мехом без белого пятна и самца с рыжим мехом и белым пятном на груди, всё гибридное потомство было единообразным по окрасу меха и наличию (отсутствию) пятна. При скрещивании самки норки с рыжим мехом и белым пятном на груди и самца с бурым мехом без белого пятна в потомстве получились самки с бурым мехом без пятна и самцы с бурым мехом и белым пятном на груди. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. В комментарии к задаче объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании. В ответ запишите какой из двух анализируемых в задаче признаков сцеплен с полом.
Задание 2/28. У человека аллели генов ихтиоза (заболевание кожи) и дальтонизма находятся в одной хромосоме. Здоровая по указанным заболеваниям женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца - ихтиоз (a), вышла замуж за здорового по обоим заболеваниям мужчину. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за здорового по обоим заболеваниям мужчину, в этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. В ответ запишите возможно ли в первом браке рождение больного по двум заболеваниям ребёнка?
Ваша оценка
The average score is 41%
Перезапустить викторину