Текущий рейтинг
Преподаю с 2003 года
+7 (928) 40-40-924
dragomirov@mail.ru

Подъем на гору "Шизе" (26 января 2025 года)

В очередное воскресенье прогноз погоды предвещал тепло. Но утром за окном виднелся холодный плотный туман и я не спешил с выездом. Но даже выехав по туристическим мерками поздно, около девяти часов, ехал сквозь его пелену всю дорогу. Из-за этого не спешил: слушал аудио-книги, долго заправлял машину, пил какао. Прогноз погоды не предвещал солнца, но я знал, что поднимусь выше и смогу погреться в его лучах. Согласитесь, зимой это ведь маленькое чудо? Из-за плотного тумана по трассе ехать было сложно. Приходилось ехать медленно.

Так, не превышая безопасную скорость и включив все противотуманные огни, я внимательно смотрел вперед, стараясь угадать, где уже оказался. Но туман умело обманывал меня и только навигатор говорил правду. Пелена тумана сопровождала меня всю дорогу, но на подъеме к перевалу после станицы Ереванской в одном месте уже грунтовой дороги солнце вдруг появилось в узком окне, осветив таинственный туманный лес. Мне даже захотелось остановиться и снять машину со стороны, но я сдержался. Это оказалось правильным: у креста, на перевале, где мне предстояло оставить машину тумана уже не было.

Машин здесь было уже много. Приехавшие в них люди уже ушли на маршрут. Я переоделся и начал второй раз за утро неспела завтракать. Подъехала и встала возле меня еще одна машина с пожилым мужчиной и двумя очень шумными и громко смеющимися женщинами. Мужчина почему-то удивился, что я приехал один и спросил, нет ли у меня случайно мангала. Ответив отрицательно я поспешил выйти на маршрут. Лес был прекрасен и в самом начале маршрута я попал в мир невысоких дубов, мхов и лишайников. Не понимаю людей, которые считают зимой лес серым и непривлекательным. 

Да, в таком облике лес совсем не был похож на привычный нам холодный и грязный зимний лес, который, впрочем, сопровождал меня на протяжении всего дальнейшего пути. Мне не хотелось, чтобы меня догнала шумная кампания и я не сбавлял шаг. Дорогу я знал. Прошлым летом меня возили сюда друзья и мы весело провели время. Но тогда, я был занят общением и только сейчас смог более внимательно рассмотреть это удивительно место. Гора “Шизе” на которую я держал свой путь – это высшая точка “Грузинского” перевала.

С Адыгейского “Шизе” переводится как “одинокий конь”, что подтверждают более низкие окружающие горы. В Великую Отечественную войну здесь шли ожесточенные бои и теперь, на вершины горы стоит памятный обелиск, поставленный в 30 год победы, надпись на котором сообщала, что 27 сентября этот перевал был освобожден от фашистких захватчиков. Других следов былой ужасной войны я не видел, но на подъеме повстречал трех мужчин с металлоискателями из поискового отряда и один из них рассказал мне о целях их занятия.

Людей с таким необычным хобби я и раньше встречал в горах и даже на побережье. Их интерес к этому хобби понятен: периодически можно найти ценные вещи. Но сегодня мой собеседник рассказал, что они ищут … человеческие останки. Я удивился, возразив, что очень много хожу по лесам и ни разу не встречал никаких костей. Оказывается их чувствительный прибор реагирует на пуговицы и личные жетоны павших бойцов, по которым можно определить род войск. Найденные останки переозахоранивают. Верить ли этому рассказу? Думаю отчасти. Цели все же другие: сохранившиеся оружие и драгоценные металлы.

Подъем на Шизе оказался затяжным и очень грязным. Изредка останавливаясь, чтобы перевести дыхание я вскоре зашел на гору. Вид, который мне открылся был великоплепен! Я вышел с холодной, теневой, грязной, сырой и темной стороны горы, а здесь было сухо, тепло, безветренно потому что я оказался над облаками, оставшимся теперь ниже. В лицо ярко светило низкое зимнее солнце. Туман тоже остался внизу. Даже не знаю, исчезал ли он днем. Я сел попить воды, отдохнуть и перекусить любуясь открывшимся видом и слушая разговоры группы людей, поднявшихся раньше меня. 

В этот день я прошел 16 километров. Побродив по Грузинскому хребту в обе стороны, поднявшись к обелиску на самый верх я посидел еще там, наблюдая как облака перетекают из одной долины в другую. Они были похожи на молоко и, мне кажется, такая ассоциация была у всех, кто ими любовался. Вдруг наверх рыча и наматывая грязь на колеса поднялась “Нива”. Парень и девушка видимо из деревни снизу приехали на пикник. Я решил прогуляться по Грузинскому хребту в ту его часть, где раньше не был и вскоре дошел до родника:

Но дальше не пошел – нужно было возвращаться к машине. Обратная дорога оказалась длинней, чем я ожидал. В пути я замечтался и прозевал своей поворот. Я сверялся с навигатором, но в этом месте он глючил, видимо глушили GPS. Крюк, который мне постояло сделать составил лишние 40 минут и целых 6 километров! Вместо нужной точки к машине я спустил к станице “Ереванской” и, где поболтал с местным жителем, коловшим дрова у своего дома. Он пожаловался, что в поселке нет асфальта и газа, который обещают еще с 1980 года! Хотя по документам асфальтированная дорога уже быть подведена к поселку. 

Пока я спускался солнце ушло за густые тучи, и лес вновь окутала густая белая пелена тумана. Машин на стоянке у креста уже не было. Я переоделся, прогрел машину, перекусил и тронулся в путь. Устав и немного проголодавшись я чувствовал приятную мощь и теплоту двигателя. Моя сегодняшняя поездка со сменой погода от туманной, к солнечной и снова туманной напомнила мне прошлые выходные, когда я понимался к подножию гор Фишт и Пшеха-Су. Тогда я ехал через жуткий ливень, к снегопаду и обратно в дожди. Чудеса!

error: Content is protected !!
Отвечу на любые вопросы