Наумовские скалы по первому снегу (14 декабря 2024 года)
Интересных локаций для “пеших маршрутов одного дня” вблизи Краснодара не много. К субботе обещали снег и, проведя прошлые выходные в хозяйственных делах в городе, мне вдруг отчетливо захотелось подышать морозным лесным воздухом. Сверившись с прогнозом погоды, который обещал минусовую температуру и снег только в субботу, сразу с утра, без привычной пробежки, поехал в Крепостную. Переобуть машину на зимнюю резину я не успел. Да и не хотел с этим торопиться, ведь в интернете было видно, что в воскресенье все растает и ближайших морозов ждать еще почти месяц.
яИзначально я планировал подняться на гору Собер-Баш. Это было логично: зимой в лесу грязно, а там на всем пути под ногами чистые бетонные плиты. Да и с нагрузкой можно не прогадать: подъем на гору всегда хорошая тренировка. Машин на улицах было мало. Во дворах слежавшийся снег уже успел подмерзнуть и дороги были скользкими. Аккуратно миновав пешеходные зоны я выехал из города. Здесь дороги были чистыми, но спустя пару десятков километров налетевшая туча накрыла автостраду густыми снегопадом. Признаться честно, даже были мысли развернуться обратно.
Естественно я этого не делал и, вскоре съехав с загородного шоссе стал продвигаться от одной деревушки к другой. Интернет здесь уже не работал, и выключив трансляцию, развлекавшую меня в дороге, я стал внимательнее присматриваться к мелькавшим за окном знакомым ландшафтам. Мимо проносились поля, припорошенные снегом, угрюмые серые заборы и дома. Снега было не много, поэтому неприглядность зимних улиц небогатых поселков спрятать было нечем. Люди спешили по своим делам. Бросилась в глаза красиво наряженная ёлка у администрации станицы Смоленской и даже я удивился, как красиво ее нарядили.
Вскоре поселки закончились и я въехал в лес. Здесь снега было значительно больше. Он уже не носился крупными хлопьями, как на шоссе, а медленно парил в воздухе и во время движения казалось, что снежинки застыли неподвижно. Было очень красиво. Я решил не ехать на Собер-Баш и прогуляться по зимнему лесу, поднявшись на небольшую гряду, которую местные называют “Наумовские” или еще иногда “Красные скалы”. Дорога петляла по заснеженному лесу. Было сколько и пару раз мою машину даже немного повело, поэтому я старался ехать не быстро, глуша инерцию движения на поворотах двигателем.
Припарковался я у Палаческих скал. Отсюда идти было гораздо дальше, но мне хотелось устроить длительный маршрут. Рядом остановились еще две машины и двое мужчин разного возраста деловито пошли в лес, накинув на плечи легкие рюкзачки. Я понимал их. Они приехали сюда в свой выходной за тем же, за чем и я: остаться в уединении с собой в безмолвной красоте зимнего леса. Я тоже переоделся и пошел по маршруту. Мне предстояло пройти более десяти километров и, набрав высоту залезть на скалу, где и сделать привал.
Я шел не спеша, периодически срывая и жуя ягоды шиповника и вскоре пройдя по деревянному мосту подошел к началу маршрута. Утренний воздух был еще морозным, но пройдя уже около пяти километров я хорошо согрелся. Часы на моем запястье вибрацией периодически отмеряли километр за километром. Подниматься было тяжело, но я развлекал себя мыслями и думал о том, что за машина проехала передо мной в эту глушь ранним утром, оставив свежие следы на снегу. Других следов я не видел, только в одном месте какое-то животное, видимо перебегав через дорогу нарушило гладкую поверхность первого снега.
Вскоре я дошел до подножья горы и понял трудность предстоящей задачи. Когда я ходил сюда летом, тропа была хорошо заметна. Теперь же, первый снег плотно засыпал подлесок, спрятав все видимые ориентиры. А поскольку мой путь пролегал через бурелом и большие камни, скорость моего движения существенно снизилась. Внезапно тишину лесного утра нарушил резкий испуганный крик дятла. Я остановился, прислушавшись, и только теперь понял какая абсолютная тишина меня окружала. Беззвучно падавший снег медленно ложился на землю. Изредка можно было услышать попискивание мелких птиц, суетившихся в ветвях елей.
Преодолев трудный участок маршрута по покрытой льдом веревке я забрался на скалу и сел перекусить. И, поскольку я оказался выше деревьев лес теперь не закрывал от меня окружающий ландшафт, так что можно было без помех полюбоваться окрестностями. Этот вид мне был уже знаком, но в прошлый раз я любовался в им осенью, цепляясь взглядом за оставшиеся на деревьях пятна оранжевых листьев. Теперь же лес был почти везде серо-белым и только в некоторых местах зеленые сосны разбавляли эту палитру.
Листья уже облетели, поэтому снежные хлопья падали до земли, покрывая ее белым покрывалом. Отчего лес смотрелся уютным и праздничным. Неожиданно я услышал громкий свист: это стая диких голубей пронеслась над моей головой. Пикируя в неимоверном вираже они рассекали крыльями воздух с невероятно громким, для этой тишины звуком. Я даже подпрыгнул от неожиданности, изумленно провожая их взглядом. Выпив какао я подумал, что пора было собираться в обратный путь. Уходить не хотелось, но оставаясь без движения я стал ощущать холод зимнего леса.
Обратная дорога была гораздо легче и быстрее начала маршрута: я бодрым шагом спускался в горы вниз, стараясь изредка поглядывать на свои следы, оставленные утром. Выглянуло солнце и температура стала ползти вверх. На обратной дороге я с изумлением обнаружил, что участок дороги покрыт новым асфальтом. Утром я не заметил его под слоем снега. Сейчас же снег растаял, почти полностью обнажив мой путь. Всего за день я прошел около 15 километров. Усталость давала о себе знать. Я переоделся и поехал домой.