Текущий рейтинг
Преподаю с 2003 года
+7 (928) 40-40-924
dragomirov@mail.ru

Био-опыты к ЕГЭ 2024 по программе ЕГЭ с элементами GCSE Biology for AQA

Перечень биологических опытов экспериментов, приведенных ниже составлен на основе “Методических рекомендаций обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года”, авторы составители: Рохлов В.С., Федоров Д.А.”, учебного пособия “Биологический эксперимент в школе” и материалов моей учебной программы.

Как в 22 задании ЕГЭ определить зависимую и независимую переменные?

Алгоритм выполнения заданий по биологическому эксперименту ФИПИ. Большинство заданий по биологическому эксперименту в ЕГЭ обычно сводятся к 3 возможным условиям: 1) «Экспериментатор решил исследовать зависимость первой переменной от второй переменной». 2) «Экспериментатор решил установить влияние первой переменной на вторую переменную». 3) «Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с первой переменной под влиянием второй». Главная задача учащегося при выполнении подобных заданий установить причину и результат взаимного влияния двух переменных. Причина будет являться “независимой переменной”, а результат – “зависимой переменной”.

 

Пример №1. “Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения”. Что здесь на что влияет? – Температура влияет на скорость, следовательно температура это причина (независимая переменная), а скорость – результат (зависимая переменная). 

 

Пример №2: “Экспериментатор решил установить зависимость объема живой части растительной клетки (протопласта) от концентрации соли в окружающей среде. Здесь концентрация соли влияет на объем протопласта, следовательно концентрация соли это причина (независимая переменная), а объем протопласта – результат (зависимая переменная).

 

Алгоритм выполнения заданий по биологическому эксперименту СтатГрада. Но так построены условия заданий, составляемых ФИПИ (федеральным институтом педагогических измерений). Большинство же авторских заданий, например задания СтатГрада такой прозрачности в построении вопроса не имеют, поэтому определить независимую и зависимую переменную в них сложнее. Как выполнять такие задания? В основном встречаются 2 варианта таких заданий: 1) Одинаковое воздействие на разные группы дает разные результаты. 2) Разное воздействие на одинаковые группы дает разные результаты. Важно запомнить, что зависимой переменной будут являться разные результаты этого эксперимента,  а независимой – то, чем отличается постановка эксперимента (в первом случае это разные группы, во втором случае – разное воздействие). 

 

Пример №1. “В эксперименте участвовали юноши и девушки, которые сжимали динамометр, выяснилось, что юноши сжимают динамометр сильнее. Здесь зависимая переменная – разные результаты эксперимента (сила сжатия), а независимая – то, чем отличались эти две группы (полом испытуемых).

 

Пример №2: “Экспериментатор помещал тараканов в различную температуру воздуха; выяснились, что чем выше температура, тем больше интенсивность дыхания”. Зависимая переменная – разные результаты эксперимента (интенсивность дыхания), а независимая – то, чем отличались эти две группы (температурой).

Как в 22 задании ЕГЭ определить нулевую гипотезу и отрицательный контроль?

Пример: “Ученый изучал динамику роста бактерий. Для этого он внес небольшое количество бактерий в колбу с питательной средой и с равными интервалами отбирал небольшое количество среды, оценивая численность бактерий в ней по повышению оптической плотности питательной среды. По результатам исследования ученый построил график”. 

 

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая − независимой (задаваемой)? В качестве отрицательного контроля в данном эксперименте использовалась слегка подсоленная вода, в которую было добавлено такое же количество бактерий. Почему такой отрицательный контроль нельзя считать адекватным? Как на самом деле необходимо поставить отрицательный контроль в данном исследовании? Что позволит определить отрицательный контроль в данном случае?

 

В данном примере зависимая переменная это параметр, который учёный измеряет – динамика размножения бактерий (оптическая плотность среды)Независимая переменная: то, что ученый меняет сам – время культивирования бактерий (под её влиянием меняется зависимая переменная). Если на графике или в таблице два параметра, то один параметр там будет зависимая переменная (её мы уже нашли), а другой – независимая. Единственный параметр, по которому отличаются опыт и контроль (или разные варианты опыта). Отрицательный контроль – это такой вариант эксперимента, в котором отсутствует результат эксперимента (изменение зависимой переменной). Для этого: воздействие независимой переменной нужно обнулить (не воздействовать); если такой возможности нет, то нужно оставить независимую переменную в ее нормальном (природном) состоянии. Нулевая гипотеза: динамика размножения бактерий не зависит от времени их культивирования. 

error: Content is protected !!
Отвечу на любые вопросы