Задачи по теме: "Независимое наследование признаков"
Задача 1. Существуют два вида наследственной слепоты, каждая из которых определяется своим рецессивным геном (а или в). Обе аллели, отвечающих за обеспечение зрения, находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Обе бабушки (по материнской и отцовской линии страдают одним видом слепоты (а), а оба дедушки – другим (в). Определите генотипы бабушек и дедушек (если они дигомозиготны), генотипы и фенотипы их детей, вероятность рождения слепых внуков. Объясните полученные результаты.
Задача 2. Фенилкетонурия – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен фенилкетонурией, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства, и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих фенилкетонурией.
Задача 3. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Гены не сцеплены. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности имеет место в данном случае?
Задача 4. У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зеленой, а выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с желтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим желтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с желтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с желтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелеными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелеными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Задача 5. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% черных мохнатых и 50% черных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось черных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания, определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае?
Задача 6. У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей, длинная щетина над короткой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного самца с дигомозиготной самкой. Какова вероятность появления потомства с признаками самки? Составьте схему решения задачи.
Задача 7. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой ухой и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, ребенка, фенотипы и генотипы других возможных детей. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Задача 8. 1. У человека ген вьющихся волос (А) доминирует над геном гладких волос, а глухота является рецессивным признаком (в). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волоса-ми. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления глухих детей с гладкими волосами в семье.