Текущий рейтинг
Преподаю с 2003 года
+7 (928) 40-40-924
dragomirov@mail.ru

Оформление заданий повышенной сложности на ЕГЭ по биологии

В этой галерее размещены сканированные страницы реальных заданий повышенной сложности ЕГЭ по биологии за прошлые годы. Если внимательное их изучить можно найти биологические ошибки. Тем не менее большинство заданий оценены на максимальный балл. Внимательно изучите ответы учеников, чтобы перенять их опыт. Обратите внимание, как аккуратно написаны ответы к заданиям.

Думаю, вы обратили внимание, что максимальные баллы обычно ставят аккуратным ученикам. Это заметно уже сразу. По почерку, по тому, как тщательно и старательно ученик оформляет каждый пункт сразу понятно о его отношении к сдаваемому предмету.

Особенности оформления задач по цитологии в ЕГЭ по биологии
Задачи по теме "Жизненный цикле клетки. Гаметогенез"

Напишу позже

Задачи по теме "Закон Харди и Вайнберга"

Напишу позже

Задачи по теме "Реакции матричного синтеза"

“В оценивали заданий на генетический код линии 27 последние несколько лет допускалось засчитывать в качестве верного ответа выделение определенных трипперов или рамки считываем на последовательности РНК без выписывания этих триплетов / рамок в качестве отдельного пункта. В 2025 году это требование в критериях оценивания будет изменено. Засчитываться будет только выделенные и подписанные элементы. Например, элемент ответа, требующий указания открытой рамки считывания, будет выглядеть следующим образом:


открытая рамка считывания:

5-ГЦАЦАГАГЦААГЦУАГУ-3 (или отмечена и подписана на последовательности иРНК)

Особенности оформления задач по генетике в ЕГЭ по биологии

К генетическим задачам на ЕГЭ по биологии всегда необходимо оставлять пояснение, которое должно включать в себя ответ на тот вопрос который имеется в задаче, а также и общее описание происходящего в задаче. Например, стоит написать какие законы проявляются, какие приёмы скрещивания использовались. При этом если сразу проявляется несколько законов или явлений, описать нужно все. Рассмотрим как следует писать пояснения к разным типам задач:

Поясняем: «В скрещивании наблюдается закон единообразия гибридов первого поколения, так как все получившиеся гибриды идентичны по генотипу и фенотипу». Уточняем, в каком конкретно скрещивании. Можно дописать, если это подходит для задачи (в примере сверху подходит), что гибриды имеют признак одного из родителей. Ещё надо убедиться, точно ли это закон единообразия: лучше не писать этот закон, когда задача на сцепление с полом.

Поясняем: «Часть потомства (или всё потомство) имеет промежуточный признак, так как доминантный аллель не полностью подавляет рецессивный, возникает явление неполного доминирования». Даём конкретику — какой именно промежуточный признак, в каком скрещивании мы наблюдаем его проявление.

Поясняем: «В скрещивании было использовано анализирующее скрещивание — с рецессивной гомозиготой (дигомозиготой), которое производится для определения генотипа особи с доминантными признаками». Даём конкретику — в каком конкретно скрещивании (первом или втором) мы наблюдаем анализирующее скрещивание, какую особь скрещивают.

Поясняем: «Проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены расположены в разных парах гомологичных хромосом».

В задачах на множественный аллелизм обычно всегда присутствует дополнительный вопрос. Поэтому можно дополнительно, ответив на него дать короткое пояснение «Данный тип наследования — множественный аллелизм, связан с тем, что ген имеет несколько вариантов аллелей, помимо доминантного и рецессивного, в связи с этим изменяется расщепление по фенотипу и генотипу».

В задачах на наследование групп крови у человека обычно есть конкретный вопрос, требующий ответа. Поэтому дополнительные пояснения причин такого наследованная признаков не требуется. Однако, если они потребуются следует пояснить таким образом: “Наследование групп крови связано с кодоминированием. Кодоминирование — явление, когда у гена есть несколько доминантных аллелей, и они оба присутствуют в генотипе. Например при четвёртой группы крови проявляется и аллель «А», и аллель «B».

Поясняем: «Проявляется закон сцепленного наследования генов, гены полностью сцеплены, так как находятся близко на одной паре гомологичных хромосом, кроссинговера не происходит». Отвечаем на конкретный вопрос в задаче. В примере выше нас просят объяснить формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании. Тогда переформулируем пояснение: «Во втором скрещивании формирование двух равночисленных фенотипических групп объясняется полным сцеплением генов, находящихся на одной паре гомологичных хромосом. Кроссинговера не происходит. Проявляется закон сцепленного наследования признаков».

Поясняем: «Появление неравночисленных фенотипических групп связано с явлением неполного сцепления генов (нарушением сцепления)». Большая фенотипическая группа состоит из особей, которые образовались в результате сцепления генов. Меньшая группа состоит из рекомбинантных особей, образованных в результате слияния кроссоверных гамет». Обязательно уточняем, какие аллели были сцеплены. Это зависит от конкретного скрещивания. Даже в одной задаче (второй пример) может быть два скрещивания, в которых сцеплены разные аллели. Поэтому пишем: в первом скрещивании были сцеплены вот эти, а во втором — те.

Поясняем: «Наблюдается наследование, сцепленное с полом, так как ген находится на X-хромосоме». Легко, когда изначально в задаче указано, что признак сцеплен с полом. Фразы «гетерогаметным является…» уже достаточно, чтобы определить сцепленное с полом наследование. Гораздо труднее, когда необходимо самому догадаться, какой признак сцеплен с полом. Поэтому очень важно уметь пояснять, почему вы решили сцепить в задаче тот или иной признак с полом, как в случае задачи ниже. Здесь поясняем: «Фенотипическое расщепление во втором скрещивании объясняется сцеплением гена окраски тела с полом. Этот ген находится на Х-хромосоме, поэтому в данном скрещивании мы наблюдаем расщепление по признаку окраски тела. Ген длины крыльев находится в аутосоме, поэтому по нему расщепления не происходит, так как данный ген не сцеплен с полом. Далее указываем, каким образом происходило наследование признака, сцепленного с Х-хромосомой: гетерогаметный пол (указываем, какой) наследует Х-хромосому от одного родителя, а гомогаметный пол (указываем, какой) — от двух родителей.

Пояснять решение таких задаче следует так: «Фенотипическое расщепление в потомстве связано с гибелью эмбрионов с генотипом АА (или Аа, или аа)». Каким генотипом — зависит от задачи. Обычно это указано, но иногда нет. Однако догадаться несложно. Сложнее догадаться и пояснить, когда в задаче вообще нет ни слова о гибели эмбрионов. Смысл тут в расщеплении. Во втором скрещивании расщепление 2:1 (определили мы это по количеству особей), а должно быть 3:1 по закону расщепления (II закон Менделя). Вот по искажению расщепления мы и догадываемся о гибели эмбрионов. Поясняем: «особи с генотипом АА (или Аа, или аа, конкретно в этой задаче — АА) не выживают на эмбриональной стадии развития, именно этим обусловлено расщепление во втором скрещивании (расщепление, отличное от традиционного 3:1).

Заданий повышенной сложности (2 часть ЕГЭ по биологии) нет с 2019 года (они перенесены переехали в 4 линию). Поэтому оформление не требуется.

error: Content is protected !!
Отвечу на любые вопросы